В новом номере журнала "Les Nouvelles Esthétiques" вышла статья юриста, врача-эпидемиолога, эксперта компании «Чистовье» Дмитрия Петухова.
Налогообложение в сфере малого бизнеса – тема, которую редко обсуждают на косметологических конференциях и круглых столах. Гораздо чаще предметом дискуссий становятся реклама, продвижение в социальных сетях, оформление медицинских карт, обучение персонала. Однако сегодня все эти вопросы отходят на второй план, поскольку с 2017 года в налоговом и гражданском законодательстве появились изменения, которые ощутимо усложнят ведение бизнеса.
Первое новшество состоит в том, что учредители юридического лица и члены их семей теперь могут быть привлечены к ответу по обязательствам юрлица, особенно если будут установлены их активное участие в деятельности предприятия и факты вывода прибыли. Ранее при выборе формы малого бизнеса – ООО или ИП – предприниматели знали, что в случае материальных претензий юрлицо несет ответственность в размере уставного капитала, а индивидуальные предприниматели отвечают своим имуществом, в том числе приобретенным до регистрации в качестве ИП. Согласно Гражданскому кодексу РФ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли». Занятие бизнесом действительно всегда несет в себе риски, но сейчас они значительно возросли. Еще одно нововведение заключается в том, что изменилась приоритетность удовлетворения требований кредиторов к обанкротившемуся юрлицу. Раньше в первую очередь гасили задолженность банкрота перед сотрудниками по заработной плате, причем первыми деньги получали те, кто пострадал на производстве или получил профзаболевание. Теперь же персонал отодвинули в сторону: из конкурсной массы сначала происходит взыскание налогов и пени в пользу ФНС. Однако самые главные изменения коснулись налогов. Председатель Правительства России Дмитрий Медведев недавно заявил, что бюджет больше не зависит от продажи сырья за рубеж: более половины поступлений приходится теперь на налоги и сборы. На практике это означает, что государство оставляет бизнесу все меньше путей для легального сокращения административных издержек. Например, некоторое время назад предприниматели с большим энтузиазмом встретили новый режим налогообложения – патентный. Он позволял после уплаты фиксированной суммы работать без отчетов и касс, что позволяло не афишировать размер доходов и избегать проверок налоговой по вопросам использования контрольно-кассовой техники. Многие бухгалтеры и консалтеры рекомендовали перевести все бытовые косметологические услуги на ИП, выбрать патентную систему налогообложения и благодаря этому сэкономить значительные средства. Общества с ограниченной ответственностью, занимающиеся реализацией косметики и оказанием медицинских услуг, под действие новой системы не попадали, но остальным такой путь позволял ощутимо уменьшить затраты. Однако с 2018 года онлайн-касса станет обязательной для всех ИП на патенте.
ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА И СДАЧА ПЛОЩАДЕЙ В АРЕНДУ
Еще одним распространенным вариантом сокращения расходов является сдача рабочих мест в аренду (напомним, что договор аренды помещения или рабочего места может быть заключен только между зарегистрированными предпринимателями; физическим лицам помещения для коммерческой деятельности сдавать нельзя). В такой ситуации за выручку полностью отвечает арендатор, а арендодатель платит только налог с прибыли, полученной за счет сдачи помещения, кабинета или рабочего места. Разбираться с возможными проверками и другими юридическими вопросами также должен арендатор, арендодатель не несет за это ответственности. Однако летом 2017 года вышло письмо ФНС № ЕД-4–2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)». В документе приводятся различные случаи сознательного сокращения налогооблагаемой базы, которые теперь рассматриваются как преступное поведение или мошеннические действия. Стоит напомнить, что при умышленной неуплате налога размер штрафа составляет 40% от его суммы, при неумышленной (например в результате ошибки в расчетах) – 20%, но подтвердить отсутствие умысла крайне проблематично.
Согласно письму ФНС, умышленным уклонением считается «агрессивное налоговое планирование» за счет дробления бизнеса, то есть сокращение налоговой базы путем создания нескольких мелких налогоплательщиков, имеющих право на льготное налогообложение. Для выявления подобных случаев сотрудникам налоговых органов предложено ориентироваться на следующие критерии:
- торговые площади арендатора не представляют собой самостоятельной торговой точки – они имеют общие входы и торговые залы с помещением основной компании и оформлены с ним в едином фирменном стиле, в одном помещении продаются товары обоих собственников;
-
основная компания и арендатор приобретают товары у одних и тех же поставщиков, имеют единые складские помещения. Доставку, разгрузку и хранение товара обеспечивает основная компания, у арендатора необходимые для этого работники отсутствуют;
-
получение денежных средств осуществляется через одни и те же кассовые терминалы, расчеты с покупателями на всех кассах производят сотрудники основной компании, проводится совместное инкассирование, выручка учитывается через единое программное обеспечение;
-
база данных ведется на одном компьютере;
-
налоговую и бухгалтерскую отчетность ведут одни и те же лица (при этом у арендатора нет договора субподряда с бухгалтером), и хранится она совместно;
-
участники арендных отношений используют единую материально-техническую базу и имеют единый прейскурант;
-
не оформлены индивидуальные уголки потребителя;
-
доход арендатора не выходит за ту сумму оборота, которая позволяет применять льготные режимы налогообложения;
-
работу по факту выполняют одни и те же сотрудники, которые воспринимают арендодателя и арендатора как единый субъект предпринимательской деятельности.
Любой из этих пунктов должен теперь вызывать настороженность у контролирующих органов. Свои подозрения они смогут легко проверить, задав персоналу вопросы из серии: «Кто ваш начальник? Как вы взаимодействуете с управляющей Светланой?» (имя и дальнейшее название компании вымышлены). Согласно закону, арендатор не связан с организационной системой компании-арендодателя. Ее управленческие решения не касаются его напрямую, а вся совместная деятельность регулируется отдельными соглашениями. То есть на приведенный выше вопрос парикмахер или мастер по маникюру должны ответить: «Светлана – должностное лицо ООО «Красота», с которым нас связывают договорные отношения в виде договора аренды рабочего места. У нее есть доверенность от нашего директора на право оперативного управления, поэтому она является полномочным представителем ООО «Красота».
Но все понимают, что большинство рядовых работников не посвящены руководством в тонкости структуры бизнеса, плохо разбираются в юридических вопросах, и поэтому ответят, что Светлана – это их управляющая, подтвердив догадки следователей.
Кроме дробления бизнеса, повышенную активность контролирующих органов может вызвать подозрение, что вместо гражданско-правового договора (подряда, возмездного оказания услуг) имеет место завуалированный трудовой договор. ГПД может заключаться только тогда, когда потребность в какой-либо деятельности не носит регулярного и длительного характера. Если же по факту между физическим лицом и организацией существуют трудовые отношения, но в целях сокращения расходов руководитель не оформляет человека в штат, а заключает с ним договор на оказание услуг, это считается нарушением законодательства, ущемляющим права работника и государства. Уже имеются прецеденты, когда мастеров, с которыми был заключен ГПД, признавали сотрудниками работодателя, и привлекали последнего к ответственности с взысканием штрафов и пеней.
ПОТЕРИ ГОСУДАРСТВА ОТ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ
Рассмотрим конкретный пример. Возьмем салон, зарегистрированный в качестве ООО. В нем имеется директор, управляющий и две смены сотрудников: 4 администратора, 4 мастера ногтевого сервиса, 6 парикмахеров, 2 врача-косметолога и 2 медсестры. Чтобы упростить расчеты, допустим, что все получают по 20 000 рублей. В этом случае фонд заработной платы на 20 человек будет равняться 400 000 руб. в месяц и 4 800 000 руб. в год. Страховые взносы с этой суммы составят в общей сложности 30% (22% в ПФР, 5,1% в ФФОМС, 2,9% в ФСС), то есть 1 440 000 руб., плюс нужно будет отдать 31 200 руб. НДФЛ за каждого члена коллектива.
Если 10 сотрудников, оказывающие бытовые услуги, будут выведены из штата, откроют ИП (в случае медицинских услуг такой вариант невозможен вследствие лицензионных требований) на упрощенной или патентной системе налогооблажения, то фонд заработной платы предприятия составит всего 2 400 000 рублей, и страховые взносы сократятся наполовину. Количество лиц, уплачивающих НДФЛ, уменьшится вдвое. Те мастера, которые перешли к ИП, по упрощенной системе налогообложения будут отдавать всего 6% от дохода и вдобавок смогут уменьшить сумму налога за счет собственных страховых взносов. Конечно, предприятию придется уплачивать налог с прибыли, получаемой от сдачи помещения в аренду, но это не меняет общей картины: дробление бизнеса позволяет сократить платежи государству чуть ли не вдвое. Поскольку налицо сговор лиц с целью уменьшения налогооблагаемой базы, такие действия рассматриваются как недобросовестное налоговое поведение.
***
Таким образом, любые попытки легально сократить издержки сегодня не в тренде. Государству не хватает бюджетных средств, и в результате способы, которые формально являются законными, приравниваются к преступным деяниям: умышленному сокрытию доходов, подаче недостоверной отчетности, фиктивным сделкам. Нововведения неизбежно приведут к повышению финансовой нагрузки на малый бизнес, которому сегодня и так приходится нелегко. Казалось бы, в такой ситуации руководители салонов должны широко обсуждать данную тему – однако, к сожалению, этого не происходит. И пока предприниматели не начнут открыто говорить о проблемах налогообложения малого бизнеса, можно не ждать, что ситуация изменится к лучшему.