Все ближе и ближе новый год, а с ним и радостные эмоции, увеличение количества записей клиентов. А еще увеличение отказов от этих самых записей. Безусловно, можно немного подстраховаться, взяв предоплату у клиента, но так ли все просто?
⠀
Может ли клиент потребовать возврата денежных средств, оставленных по предоплате?
⠀
Публикуем мнение нашего эксперта Дмитрия Петухова, юриста по здравоохранному праву.
⠀
Начнем с терминов. Предоплата – это концепция работы предприятия. Ее нельзя пощупать. Пример: «наша организация работает по предоплате».
Аванс пощупать можно. Это как раз то действие или тот предмет, который у нас идет в рамках работы по предоплате. Аванс – это платеж по исполнению какого-либо договора, обязательства.
⠀
Вопрос: можно ли удержать аванс, если клиент не пришел на процедуру?
⠀
Ответ: Помимо Гражданского кодекса существует Закон о защите прав потребителей, где четко написано, что потребитель имеет право в любой момент расторгнуть сделку. С другой стороны есть нюанс: если сделка не состоялась (ни одна, ни другая сторона не приступила к исполнению своих обязательств), то авансовый платеж возвращается.
⠀
Не возвращать аванс вы можете только в том случае, если его уже потратили на что-то. При этом нельзя сказать, что таким образом компенсируется рабочее время специалиста. Это не сработает, потому как на текущий момент бытовые услуги оказываются в порядке живой очереди, и простоя мастера согласно закону быть не может. Если клиент не пришел к назначенному времени, вы просто берете следующего по очереди.
⠀
Отказать в возврате денег организация может только в том случае, если предоставит объективные доказательства траты денег (например, вы заранее для процедуры приготовили сложный раствор). При этом, если клиент пожалуется в Роспотребнадзор или в суд, скорее всего представители этих организаций встанут на сторону потребителя.
⠀
Также желательно все авансовые платежи оформлять в письменном виде, т.к. даже при наличии свидетелей сделка может быть признана недействительной. В случае невозврата денежных средств, клиент может обратиться в Роспотребнадзор, а он уже инициирует проверку, выпишет штраф и передаст дело в суд. Суд же обяжет предпринимателя вернуть деньги потребителю, оплатить госпошлину и штраф, который будет соразмерен половине суммы иска (стоимости процедуры).
Вывод следующий: все зависит от клиента. Если он отнесется с пониманием, то аванс не потребует – многие понимают, что время мастера стоит дорого. Но если попадется конфликтный клиент и будет требовать возврата денежных средств, будьте готовы к тому, что деньги вернуть придется.Таких клиентов в качестве моральной компенсации мастера обычно вносят в «черный список».